Layer 1

Руководитель Росграницы Константин Бусыгин дал интервью журналу "Редкие земли"

Общее количество пунктов пропуска в Арктиче­ской зоне России на 20 тысяч километров госу­дарственной границы тоже двадцать: 12 мор­ских, 5 воздушных и 3 автомобильных. Причем в их числе только в течение послед­них пяти лет были установлены морские пункты Певек, Сабетта, Варандей, Дудинка и воздушный пункт пропуска Варандей. В следующем году Росграница готовится открыть 21-й пункт пропу­ска в районе Северного морского пути — на Чу­котке. Уже принято решение о реконструкции морского грузопассажирского сезонного много­стороннего пункта пропуска в морском порту Беринговский вблизи одноименного поселка. Он был закрыт с 2000 года, но сейчас появился инвестор на строительство угольного терминала. Порт будет работать сезонно — с мая по ок­тябрь, так как там короткий навигационный пе­риод. Не исключена возможность открытия других пунктов, эти вопросы по необходимости будут решаться на госкомиссии по вопросам развития Арктики (мы как Росграница входим в президиум совета по Арктике). Возглавляет комиссию по поручению прези­дента Дмитрий Олегович Рогозин. В этом на­правлении мы начинаем работать, будем распи­сывать нашу деятельность на долгие годы. Где и что мы будем открывать, — это зависит от той стратегии развития в Арктике, которой будет придерживаться Российская Федерация. Мы будем получать распоряжения и в нужных ме­стах устанавливать пункты пропуска. ИЗВЕСТНЫ ЛИ СЕГОДНЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДУ­ЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? Наверно, для начала мы должны закончить ту работу, которая уже начата в прежних пунктах допуска, — где-то реконструкция, где-то от­крытие первой, второй, третьей очереди строи­тельства. Например, уже в этом году после рекон­струкции открыты морские пункты пропуска в Мурманске и в Варандее. В Сабетте (бывшем вахтенном поселке на восточном берегу Ямала в Карском море) идет строительство второй очере­ди морского пункта пропуска. Порт Сабетта ста­нет ключевым логистическим центром проекта строительства завода по сжижению газа — «Ямал СПГ» — на базе Южно-Тамбейского месторождения. В прошлом году началось согласование открытия воздушного пункта пропуска в аэро­порту Сабетта для перевозки иностранных спе­циалистов и оборудования для строительства завода. В августе текущего года Росграница планирует открыть этот воздушный пункт. По нашей программе до 2020 года мы должны «отработать» несколько портов и открыть пун­кты пропуска в Архангельске, Анадыре, Певеке. Это только те моменты, по которым уже ведется работа, и несомненно, что будут новые задания, кроме этих. Конкретная работа по Арктике сей­час только начинается, и я думаю, что нам рабо­ты хватит на долгие годы. КАКОВА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ СТАЛКИВАЕТСЯ РОСГРАНИЦА В АРКТИКЕ? Для Росграницы проблема одна — расстояния. Нормативная база, которую мы имеем, рассчи­тывалась не сегодня и не вчера. Прописано, на­пример, бензина определенное количество — 50 литров в день, а у нас расстояния по северо­морскому пути где-то 200, где-то 1000 км. Надо базу нормативную менять, самим всё пересчи­тывать, выходить на Минэкономразвитие, объ­яснять это всё и утверждать. Иначе получается, чтобы сделать дело хорошо, придется что-то где- то нарушать. Нам нужно быть готовыми к лю­бым неожиданностям. Сегодня есть понимание того, что необходимо менять концепцию. В целом за время, прошедшее с момента соз­дания Росграницы и принятия Концепции, на­работан значительный опыт, как положитель­ный, так, к сожалению, и отрицательный, в реа­лизации государственной политики в сфере обу­стройства государственной границы, в создании и обеспечении деятельности пунктов пропуска. БЕССПОРНО, СПОРНАЯ АРКТИКА Арктике специалисты пророчат в будущем стать ключевым источником энергоресурсов планеты. По данным ООН, разведанные запасы арктиче­ской нефти составляют 100 млрд тонн, газа — 50 трлн кубометров. Согласно расчетам ряда отраслевых аналитиков, потенциальные геоло­гические запасы углеводородов Арктики оцени­ваются в 200 млрд тонн нефти и 400 трлн кубо­метров газа. Помимо этого, полярные широты богаты залежами алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Сегодня в арктическую зону границами вы­ходят Российская Федерация, США, Канада,Гренландия, Норвегия и Дания. Соответствен­но, они обладают естественным правом на ис­пользование северных территорий. Однако на часть Арктики претендуют и те страны, кото­рые территориально с ней не соприкасаются: Бельгия, Великобритания, Германия, Япония, Китай и др. В последние годы Россия приступила к ак­тивному хозяйственному освоению своих север­ных территорий, включая добычу углеводоро­дов, а также развитию Северного морского пу­ти, который всё в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. Специалисты предсказывают постепенное смещение центра тяжести нефтега­зодобычи России на шельф арктических морей. В стратегии развития Российской Федерации написано, что после 2020 года углеводороды из месторождений на континенте должны быть замещены ресурсами из Арктики. А по данным МЧС РФ, общая стоимость полезных ископа­емых, сосредоточенных в арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Напомним, в январе 2013 года Министер­ство регионального развития опубликовало проект федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации. На сегодняшний день работа над федеральным законом «Об Арктической зоне РФ временно приоста­новлена в связи с тем, что при «делении» Ар­ктики имеется ряд спорных вопросов с зару­бежными северными странами, в том числе и территориальных. •   Источник:  Журнал "редкие земли"